|
Г. Васин, к. т. н.
В прошлом номере мы рассмотрели влияние рисунка растра на тоновоспроизведение во флексографской печати, предварительно кратко охарактеризовав современные RIP. Мы не будем сейчас останавливаться на возможностях различных систем репродуцирования; заметим лишь, что при их выборе приоритетными являются емкость памяти и совместимость с другими системами, наибольший формат репродуцирования и разрешающая способность с учетом вида печати и продукции. Для трафаретной печати по технологии прямого экспонирования Computer-to-Plate, которая звучит как Computer-to-Screen (CtS, «компьютер-трафаретная печатная форма»), в качестве графической станции могут использоваться IBM, Apple Macintosh или Unix с применением любых программ для обработки изображений: Adobe Illustrator, Macromedia FreeHand, Adobe Photoshop, CorelDraw и др. Основными недостатками, возникающими в трафаретной печати, можно считать муарообразование и сужение градационной передачи из-за потери деталей изображения в светах и тенях. Первое происходит главным образом за счет наложения двух регулярных систем - трафаретной сетки и растровой фотоформы в одном случае, а в технологии CtP - растрового оптического изображения. В обоих случаях это может происходить по причине несоответствия требуемых размеров ячейки трафаретной сетки и растрового элемента.
Общеизвестны достоинства электронного растрирования: возможность измерения линиатуры растра, создание растровых элементов различных размеров и формы в зависимости от плотности участка оригинала. Например, получение круглых точек в светах и тенях изображения и эллиптических или квадратных в средних полутонах, негативного или позитивного изображения на фотоформе или копировальном материале. По одной из цифровых технологий CtS эти задачи решаются растровым процессором RIP (программным и аппаратным) для перевода графической информации в данные управления струйной головкой. Исследования, результаты которых мы приводим здесь, проводились на базе лаборатории спецвидов печати и допечатных процессов МГУП. Задачей работы по изготовлению трафаретных форм, в которой принимали участие Н. Лисовитская и А. Васильев, явилось определение возможностей электронного растрирования при воспроизведении тоновых изображений в трафаретной печати с учетом рисунка растровой системы. При ограниченных технических возможностях была использована технология «компьютер-фотоформа» с последующим позитивным копированием (прямой способ) и пробной печатью. Были изготовлены тридцать восемь растровых шкал с различными рисунками, которые условно были поделены на пять групп, как и в предыдущем исследовании. Напомним. Первая состоит из десяти растровых систем и включает: стандартные автотипные; эллипсобразующие в полутонах изображения и в виде вытянутого эллипса с изменением угла ориентации непрерывных цепей в темных полутонах изображения. Вторая группа из десяти систем включает: линейную под углом 15°; сетки глубокой печати под углом 45°; с кругло-квадратной точкой от светов к теням; в виде кирпичной вертикальной «кладки» и «пчелиных сот». Третья группа из восьми систем: треугольная с различной ориентацией; ромбовидная; растровая сетка глубокой печати; круглая точка на всех участках изображения; стохатическая система. Четвертая группа из восьми систем: круглая стандартная под углом 45°; сетки глубокой печати с различным оотношением прозрачных и непрозрачных линий от 1:4 до 1:6. Пятая группа из двух систем в виде «пчелиных сот» с соотношением прозрачных и непрзрачных линий 1:6. Некоторые растровые системы с одинаковым названием имеют специфические особенности.
Оценка качества изображения проводилась по двум основным параметрам:
Растровые диапозитивы состояли из девяти полей с относительной площадью печатающих элементов от 2 до 90-98%.
Воспроизведение на оттиске третьей группы рисунков растра: треугольные и ромбовидные системы, растр глубокой печати, круглые и стохастические системы Исходя из оценки полученных результатов, можно сделать следующие выводы. Для программ первой группы на оттисках наблюдалась потеря деталей в светах изоражения: для четырех программ - восемь полей. Из последних шести более стабильные результаты показывают эллипсообразующие системы. Градационная передача изображения для всех десяти растровых систем этой группы практически одинакова - несколько пониженный градиент в светах, близкий к пропорциональной передаче в полутонах и несколько повышенный в тенях. Для программ второй группы наилучшие результаты воспроизведения получены для систем с кругло-квадратной точкой - проработаны все поля изображения; сетка глубокой печати и структуры в виде «пчелиных сот» позволяют воспроизвести восемь полей; линейная и «кирпичная кладка» - только семь. Градационная передача изображения для этих программ близка к предыдущей группе, но дает несколько меньший контраст изображения. В третьей группе полностью проработать все поля оригинала позволяют растровые системы в виде треугольников и с круглыми точками; ромбовидная система и сетки глубокой печати позволили воспроизвести восемь полей с потерей в светах изображения. У стохастической системы наихудшие результаты - четыре поля из девяти. Треугольные системы дают пропорциональную передачу, а остальные близки к программам второй группы. Для программ четвертой группы проработаны все детали яркостей оригинала с системами круглая точка и сетки глубокой печати с соотношением линий 1:5 и 1:6. Круглая точка позволяет получить больший контраст изображения относительно других систем.
Воспроизведение на оттиске четвертой и пятой групп рисунков растра: круглая точка, сетки глубокой печати, «пчелиные соты» Для пятой группы с программой «пчелиные соты» с соотношением линий 1:6 проработаны все поля оригинала с практически пропорциональной передачей всего изображения. На основании полученных экспериментальных данных можно сделать для практики трафаретной печати следующие выводы:
Характерные градационные кривые воспроизведения для пяти групп растрирования
|
|
||||||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
|||||||||||||||||