|
Рис. I Использование фиксированного разбиения растровой точки на отдельные части приводит к образованию дополнительного нежелательного рисунка. Для компенсации используется случайная генерация положений пятен лазерного луча внутри растровой ячейки. На рис. II показано несколько растровых точек с одинаковым значением оптической плотности, но с разным расположением пятен лазерного луча. Следует помнить, что все рисунки на самом деле не являются образцами реального стохастического растрирования, а лишь иллюстрируют идеи, заложенные в его принцип. Рис. II Если посмотреть на рис. I, то становится понятно, что при использовании пятен лазерного луча малого — 7–10 мкм — диаметра (а именно это необходимо для обеспечения плавных переходов полутонов в высококачественных изображениях) их воспроизведение обычной полиграфией становится невозможным (граничные значения воспроизводимости в традиционной полиграфии находятся в пределах 15–18 мкм). Располагать пятна лазерного луча обособленно друг от друга бессмысленно: они не воспроизведутся. Поэтому решено было располагать несколько пятен лазерного луча вплотную друг к другу, чтобы они образовали точку, которая воспроизводится полиграфическим способом. Однако это не очень простая задача. Необходимо внести такие элементы в алгоритм случайного построения положений пятна лазерного луча, чтобы, с одной стороны образовались отдельно стоящие точки воспроизводимого размера, а с другой стороны, они не разрастались бы существенно больше требуемой величины. Такие отдельно стоящие точки, состоящие из нескольких пятен, получили название микроточек (в англоязычной литературе microdots). Микроточки стремятся делать приблизительно одинакового размера, чтобы они воспроизводились, но были минимально возможного размера. Это позволит не создавать дополнительные шумы, муар или видимые глазом структуры. На рис. III показано несколько растровых точек с микроточками. Обратите внимание, что в тенях получают негативные (белые) микроточки на черном фоне. Рис. III Поскольку микроточки формируются при помощи генератора случайных чисел, то возможно возникновение существенных неравномерностей при расположении микроточек по площади растровой ячейки. Для обеспечения равномерности существует специальный фильтрующий алгоритм, который отбирает из всей массы полученных растровых точек «бракованные» и не допускает их попадания на фотоформу. Подробности — на рис. IV. Рис. IV При построении микроточек, особенно при плотности около 50%, иногда возникают видимые глазом структуры, образуемые неудачно расположенными микроточками. Такие структуры жаргонно называют «червяками». Они существенно ухудшают восприятие изображения, особенно на растрах среднего размера, когда микроточки еще строятся, а их размер уже различим глазом. Некоторые алгоритмы фильтруют растровые точки так, чтобы они не содержали элементы «червяков». Пример — на рис. V. Рис. V
Во-первых, стохастика должна, по идее, стать универсальным средством от главной беды флексографии — слишком малого размера точек в высоких светах (от 10–12% и менее) и сплошной заливки в глубоких тенях (свыше 85–90%). Точка, полученная ЧМ-растрированием и стохастикой, всегда имеет один и тот же размер. Кроме того, есть возможность выбрать размер точки и его оптимальное сочетание с размером ячейки анилоксового вала. Это позволит избежать проваливания одних точек внутрь ячейки и появления из-за этого марашек и недобора краски другими точками. Во-вторых, стохастическое растрирование решает проблемы муара, которые во флексографии и трафаретной печати стоят гораздо острее, чем в офсете. Дело в том, что для печати упаковки и этикеток флексографским способом используются, как правило, 6–8 красок, и избежать здесь муара за счет углов поворота растра существенно сложнее. Да еще может наложиться дополнительно муар от анилоксового вала, возникающий при определенных сочетаниях линиатур и структуры ячеек. В многокрасочной трафаретной печати муар вызывает наложение регулярных структур растра друг на друга и на материал сетки, который по сути тоже является своеобразным растром. А если речь идет о печати на текстильных материалах, то возникает еще и муар третьего порядка, вызванный наложением регулярной сетчатой структуры ткани или трикотажа. Стохастическое, то есть случайное расположение растровых точек исключает образование регулярных структур и позволяет забыть об этих проблемах. Сложнее обстоит дело с растискиванием. Производители технологий стохастического растрирования утверждают, что растискивание уменьшается, особенно в высоких светах. Это полностью справедливо для областей с плотностью менее 25%. Однако в средних тонах растискивание остается таким же или даже увеличивается, а поведение его становится не всегда предсказуемым. К сожалению, это не единственный недостаток стохастики. Следует отметить, что стохастика требует более тщательного выполнения фотовывода и формных процессов, требуется более точное и, следовательно, дорогое фотовыводное и печатное оборудование. Во флексографии наиболее оптимальным путем представляется реализация стохастического растрирования на системах лазерного экспонирования «цифровых» фотополимерных форм, поскольку они позволяют получать более мелкие растровые точки и, следовательно, могут обеспечить наиболее высокие результаты при растровой многокрасочной печати. Издательство «Курсив» в 1997 г. провело ряд экспериментов со стохастическим растрированием в офсете. Об их результатах можно прочитать в журнале «Курсив» № 5-97. В этом же номере — специальная вкладка, отпечатанная с использованием стохастических и традиционных растров. |
|
||||||||||||||||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
|||||||||||||||||||||||||||