|
Манфред Хорншух
Какие преимущества могут дать новые высоколиниатурные валы? Это повторяется каждые несколько лет — такой подзаголовок можно было бы дать нашей теме, которая регулярно обсуждается на конференциях DFTA*, привлекая всеобщее внимание. Действительно, анилоксовые валы — центральный вопрос флексографии, и обращение к нему опять и опять вполне объяснимо. Немало уже было сказано об анилоксовых валах, но все же главное слово за будущим. Вашему вниманию предлагается изложение доклада, сделанного М. Хорншухом на одной из конференций DFTA.
Чтобы обсуждать положение дел в этой области сейчас, нужно вспомнить о том, какую роль в флексографии играл анилоксовый вал раньше, в те добрые старые времена, когда печатник, глядя на оригинал, уже знал, какой анилоксовый вал из немногих имеющихся подходит для этой работы. Сегодня же стоит задать вопрос: способен ли кто-либо действительно разбираться в этом предмете? Какую линиатуру растра следует подобрать для воспроизведения участков с крупными штрихами и плашками, должен ли это быть растр с линиатурой 80 лин/см (200 ячеек/дюйм), 100 (250), 120 (300), 140 (350) или 160 лин/см (400 ячеек/дюйм)? Могут ли мелкорастровые анилоксовые валы забирать и переносить достаточное для печати штриховых изображений количество краски, или они просто в той или иной степени выполняют промежуточные функции? Можно ли повысить качество полутоновой печати с помощью мелколиниатурных анилоксовых валов? Или все эти цифры, все эти 170 лин/см (430 ячеек/дюйм), 180 (460) и т. д., — образно говоря, костыль, на который растерявшийся может опереться? Какой же анилоксовый вал, в конечном счете, использовать, когда и для чего? Преимущества работы в прошлом заключались в единстве предъявляемых требований, с одной стороны, и единой технологии — с другой. (Стандарты в те дни были значительно выше, чем теперь!) Сегодня затруднения вызывают разнообразие требований с одной стороны и наличие множества технологий с другой. В качестве запечатываемого материала используется от 20 до 30 видов пленок с различной восприимчивостью к краске и примерно такое же количество различных видов бумаги. Существует по крайней мере три типа красок: на основе растворителя, на водной основе и закрепляемые излучением, и около 100 формул красок. Добавим сюда приблизительно 100 типов фотополимерных форм, имеющих разные характеристики и различный состав полимерных композиций. Формы крепятся одной из 100 возможных комбинаций липкой ленты и покрытия вала. Печать может производиться на машинах с шириной рулона, изменяемой в диапазоне от 40 до 180 см. Краска с анилоксового вала счищается с применением, может быть, 40 различных конструкций ракельных систем со скоростями от 80 до 400 м/мин. На четкость изображения может влиять линиатура растра формы, лежащая в пределах от 28 до 80 лин/см для традиционного или, как сейчас принято называть, амплитудно-модулированного растрирования. Новая технология частотно-модулированного растрирования позволяет охарактеризовать растр числом микроточек на единицу поверхности. Эта величина колеблется между 240 и 960 точек/см2. Закономерен вопрос: как же разобраться во всем этом хаосе — какой анилоксовый вал следует выбрать в том или ином случае? Имеется ли в 90-х гг. то, чем мы располагали в 70-х — один универсальный анилоксовый вал для воспроизведени полутонов, штриховых изображений и больших плашек (например, белого фона)? С точки зрения печатной технологии и без учета допустимых отклонений от стандарта в процессе изготовления анилоксовые валы, применяемые в тиражном производстве, характеризуются девятью параметрами, определяющими конечный результат. Параметры, влияющие на качество печати, связаны между собой, подобно звеньям одной цепи. Искажения в любом из звеньев приводят к нестабильности всей системы. Таким образом, разрушается правильный баланс между различными взаимообусловленными факторами, что сказывается на работе печатной машины и, следовательно, приводит к снижению производительности. К основным параметрам относятся:
Безусловно, полный список параметров гораздо длиннее. Для нас важно зафиксировать на отдельных примерах имеющиеся проблемы. Вне всякого сомнения, каждый работающий с флексографией специалист должен самостоятельно подбирать по возможности близкое к идеалу сочетание перечисленных параметров, исходя из деталей каждого отдельного заказа. Что касается анилоксового вала, то задача здесь может быть только одна: переносить ровно столько краски, сколько нужно! На мелколиниатурный растр, служащий для воспроизведения изображения в высоких светах, должно наноситься то оптимальное количество краски, которое не приводит к избыточному растискиванию или слипанию краев соседних точек, в то же время и тени, и участки сплошного изображения должны покрываться достаточным слоем краски. Для плашек его толщина определяется оптической плотностью, значение которой получают стандартным методом измерения. В идеале хотелось бы достичь оптической плотности, равной 1,55, что гарантировало бы воспроизведение всего тонового диапазона с хорошим контрастом. Только стремлением к экономии можно объяснить существующую сегодня тенденцию к уменьшению количества красок, используемых для печати. Предпринимаются усилия для того, чтобы получать удовлетворительные результаты при печатании пятью красками там, где всего несколько лет назад использовались бы от шести до восьми. Это означает перенос акцента на потребность воспроизводить оригиналы, содержащие как полутоновые, так и штриховые элементы, наиболее простым и удобным способом. Проще говоря, для любого заказа нужно подобрать подходящий анилоксовый вал!
* DFTA — Немецкая техническая ассоциация флексографской печати. (Прим. ред.) |
|
||||||||||||
Издательство «Курсив» |
|
|||||||||||||